Область мехатроники недавно появилась в мире техники. Она объединила устройства и системы, в которых механические и электронные компоненты органично связаны друг с другом. Их одновременно проектируют и нередко изготавливают в виде единого прибора, агрегата, либо целого технического комплекса.
Для того, чтобы познакомить студентов с примерами мехатронных систем; показать, как на их базе можно автоматизировать производственные процессы, и научить студентов управлять такими системами, в Институте «МЭИ - Фесто» созданы лаборатория и класс мехатроники.
Лаборатория оснащена передовой техникой, в ней студенты, при поддержке преподавателей, готовят программы управления разного назначения и непосредственно контролируют работу систем.
Помимо лаборатории с непосредственным доступом к оборудованию, имеется лаборатория дистанционного доступа. В ней также установлены мехатронные системы, но доступ к ним осуществляется через Интернет. Студенты осваивают методы работы с удаленным оборудованием, подобные тем, которые применяются в центрах управления космическими полетами.


У студентов Института «МЭИ - Фесто», кроме того, есть уникальная возможность работать с мехатронным оборудованием, установленным в других университетах. Институт сотрудничает с учебными центрами «БГТУ-Фесто» (Балтийский государственный технический университет), ОмГТУ-Фесто» (Омский государственный технический университет) и «СевНТУ-Фесто» (Севастопольский национальный технический университет. Во всех этих центрах имеются свои лаборатории мехатроники. В 2007 г. совместными усилиями, с участием компании Фесто, создана система взаимного доступа студентов каждого центра через Интернет к оборудованию всех остальных центров. Работа с удаленным оборудованием ведется из класса мехатроники. Этот класс оснащен персональными компьютерами, из которых студенты пересылают программы управления на учебные стенды. По обратным каналам к ним поступает телевизионная информация о работе стендов и сигналы датчиков стендов, по этим сигналам можно проводить детальный анализ процесса управления.